главная   услуги    примеры работ    изделия

                  каталог   стили   орнаменты   интерьер
       технология   контакты    партнеры   

     фасадная лепнина    о нас    пресса о нас

Т. +7 495 211-01-97                                                                

Орнаменты лепнины из гипса

Орнамент принято относить к древнейшему виду искусства, ведь простейшими узорами было принято украшать предметы быта, посуду, одежду. Первый глиняный горшок был украшен точками и линиями ещё в эпоху палеолита, но параллельно с развитием цивилизации происходило становление этого вида искусства. Чуть позже, орнаментальными рисунками человек стал украшать своё жильё, причём, как снаружи, так и изнутри. Что же такое орнамент? Это – узор, состоящий из определённых элементов или групп элементов, которые периодически повторяются.

Гипсовая лепнина немыслима без орнамента, поэтому компания «Русская лепная артель» предлагает купить или заказать высокохудожественные изделия, украшенные интересным орнаментом, способные преобразить интерьер или экстерьер любого сооружения.

Гипс – материал, отличающийся податливостью и пластичностью, следовательно, наши мастера способны изготовить самый сложный орнамент, изобилующий мелкими элементами. Все существующие виды орнаментов принято классифицировать на 4 основные группы:

1. Антропоморфный. В роли составных элементов выступают фигуры или тела людей, или же отдельные их части. Безусловными лидерами в этом отношении являются головы.

2. Зооморфный. А для таких орнаментов характерно обязательное присутствие фигур животных, причём это могут быть и мифические существа. Львиные головы, морды и лапы занимают доминирующее положение.

3. Геометрический. Здесь используется всё, что имеет прямое отношение к такой науке, как геометрия. А это: зигзаги, круги, параллелепипеды, многогранники, ромбы, овалы, ломаные линии и многое другое.

4. Растительный. Во множественном числе в гипсе увековечиваются все представители флоры, и это не только напыщенные розы, благородный лавр и вездесущие пальмовые ветви. Потому что и другие растения являются не менее достойными кандидатами на роль элементов орнамента. И это акант, лилии, лотосы, ветви, листья, плоды, виноградная лоза и многое другое.

Как выбирается гипсовый орнамент для карнизов, потолочных розеток, молдингов и всех прочих видов лепнины? На основании общей стилистической концепции и с учётом назначения помещения. К сожалению, теперь древним символьным значениям отдельных элементов не уделяется должного внимания, потому что в приоритете – стилевое соответствие и красота, которую умеют создавать наши мастера.

Акант

Акантовый орнамент служит для декорирования различных лепных элементов, среди которых: фризы, карнизы, капители колонн коринфского ордера, медальоны и пр. Своё название он получил по аналогии с акантом – травянистым растением, произрастающим в средиземноморских странах. С течением времени акантовый орнамент эволюционировал и даже «мутировал», причём неоднократно. Поэтому в архитектуре принято различать акант греческий, римский, готический, романский, эпохи Возрождения. Во все времена для декорирования гипсовой лепнины использовались не только изображения листьев аканта, но и его шипов, символизирующих триумф.

Антемион

В состав этого узора входят лучистые лепестки, и ранее такой орнамент использовали древние египтяне – для оформления посуды из глины. После, идею переняли древние греки и римляне, которые стали использовать это изображение для оформления гипсовой лепнины. В классическом варианте антемион – это цветок, внешне очень похожий на пальметту, только лепестки у него – более узкие и редкие. Чаще всего их количество составляет пять штук. Ранее, данный мотив применялся для декорирования фриза ионического ордера, а теперь он используется более широко.

Антемион с пальметтой

Что такое пальметта? Это – изображение листа пальмы, который внешне напоминает веер. Идеальная пальметта всегда состоит из нечётного количества листочков. Антемион с пальметтой – ленточный орнамент, в котором пятилепестковые цветы лотоса чередуются с веерообразными листьями пальмы. Примечательно, что в состав такой композиции могут входить и нераспустившиеся бутоны лотоса, но обязательным элементом являются именно пальметты.

Арабеска

Такой орнамент был распространён в мусульманских странах в то время, когда в Европе господствовал мрачный и неприветливый Романский стиль и сменившая его Готика. Чуть позже, арабески стали использоваться и при создании гипсового декора. Это – достаточно сложные и замысловатые узоры. Но бывают арабески, выстроенные по геометрической сетке и состоящие из одних и тех же групп орнаментальных мотивов, которые просто периодически повторяются. Вообще, сложность узоров – кажущаяся, потому что они состоят из определённых геометрических фигур и растительных элементов. Иногда в состав композиций вводится арабская вязь.

Бандельверк

Этот орнамент состоит из лент и связок, замысловато переплетающихся друг с другом. Подобный узор характерен для лепнины, выполненной в архитектурном стиле Берен, являющимся нечто средним между стилями Барокко и Рококо. Его основателем принято считать Жана Берена – французского мастера-гравировщика, чьи годы жизни пришлись на конец 17 века. Архитекторы «взяли на вооружение» бандельверк лишь спустя несколько лет после смерти мастера (после 1711 года).

Бешлагверк

Тип орнамента, характерный для эпохи Северного Возрождения. Наиболее всего был распространён в голландской и германской архитектуре. Главные отличительные признаки бешлагверка – это багеты, различные ленты, переплетённые с ролльверками и волюты, соединённые с круглыми выступами, внешне напоминающими шляпки гигантских гвоздей.

Бороздка

Небольшое продольное углубление на гипсовой поверхности, хотя, на колоннах бороздки более глубокие и заметные.

Бута

А этот элемент принято называть «тыквой» или «кувшином», потому что он имеет овальную форму, а его верхушка заострена и немного загнута. Чтобы получить представление о бутах, достаточно вспомнить, как выглядят символы инь и янь по отдельности. Буты щедро украшаются узорами и в этом нет ничего удивительного, потому что они относятся к разряду элементов, пришедших в мир архитектуры с Востока.

Бутон

Бутон – понятие растяжимое, потому что для украшения гипсовой лепнины используются бутоны абсолютно разных цветов: розы, тюльпанов, лотоса – водяной лилии. Изображение нераспустившегося цветка можно трактовать по-разному, например, как ожидание чего-то хорошего. Данный элемент растительного орнамента характерен практически для всех существующих архитектурных стилей.

Бусы

Иногда этот вид орнамента называют жемчужником, потому что он сильно похож на жемчужное ожерелье. Такие узоры можно встретить в интерьерах, оформленных в исторических стилях – Классицизм и Ренессанс. Есть ещё одна разновидность бус: когда круглые бусины чередуются с дискообразными, цилиндрическими, овальными. На профессиональном жаргоне эти овалы зовутся «сосисками». Примечательно, что бусы нередко являются дополнением к ионикам.

Бусы с катушкой

Этот элемент больше всего подходит для лепнины, выполненной в каком-нибудь восточном стиле, потому что бусы с катушкой чем-то напоминают чётки.

Виноградина

Виноградина очень редко используется в орнаментах в качестве самостоятельного узора. Поэтому, чаще всего можно встретить гроздья винограда, символизирующие плодородие и изобилие. Подобные элементы – неизменные спутники гипсовой лепнины, которая создаётся для зданий, выполненных в древнеегипетском, римском или же греческом стиле. Иногда гроздья винограда встречаются и в лепнине, созданной в других стилях, что случается нечасто.

Виньетка

Термины «виньетка» и «картуш» являются синонимами. В основном, подобные элементы имеют вид свитка с немного завёрнутыми краями. Внутри него могут быть: изображение, надпись, монограмма, горельеф. Нередко подобный элемент является самостоятельной деталью, которая может быть представлена в интерьере или экстерьере в единственном числе. Примечательно, что виньетки и картуши очень часто работают в паре с таким элементом, как вензель, который является красиво изображёнными буквами, сплетёнными друг с другом в красивый узор. Именно в виде вензеля и создаётся монограмма.

Волнообразный

Орнамент, состоящий из изогнутых линий, и встречающийся достаточно часто. Он активно используется для оформления лепных декоративных элементов, например, молдингов и карнизов. Нередко такой узор называют синусоидой. Примечательно, что он может состоять из линий, имеющих углы, и по внешнему виду волнообразный орнамент больше будет напоминать зигзаг или меандр. В Японии орнамент, похожий на морскую волну, назывался рюсуймон.

Волюта

Это – завиток в виде спирали, который очень часто можно обнаружить на капителях колонн, выполненных в древнегреческом стиле. Примечательно, что данный элемент был придуман ещё в Бронзовом веке, и дошёл до наших дней в неизменном виде. Волюта активно использовалась практически во всех архитектурных стилях, если её наличие не противоречило задумкам тогдашних архитекторов.

Вязь

Элемент, характерный для гипсового декора, выполненном в мусульманском стиле. По своей сути, вязь – это чередующиеся зеркально-симметричные завитки, плетёнка, которая встречается в самых неожиданных местах, например, на ирландских крестах или в орнаменте колонн, входящих в состав конструкции церкви Сувиньи.

Гильош

Волнистые линии, переплетающиеся друг с другом и имеющие вид густой сети – это и есть орнамент гильош, который и по сей день активно используется при создании интерьеров и экстерьеров в стиле Ренессанс, Неоклассицизм и Романском. Гильош бывает симметричным и асимметричным. Подобный орнамент можно обнаружить на арке входа в римский храм Сан-Сальваторе ин Лауро.

Гирлянда

В состав гирлянды могут входить любые элементы, а для оформления фасадов они стали применяться ещё в эпоху расцвета Барокко. В зависимости от стиля, в гирлянде могут быть переплетены плоды, цветы, венки, лавровые, пальмовые и другие листья, ветви, ленты, банты и пр. Все гирлянды – рельефные, и они являются неотъемлемой частью русского Классицизма. Элементный состав гирлянд во многом зависит от назначения здания. Например, если присмотреться к фасаду Александринского театра, то можно обнаружить на нём рельефный фриз, украшенный гирляндой, в состав которой помимо растительных элементов входят театральные маски. А настоящее «гирляндовое изобилие» - это черта, присущая Меншиковой башне. По-другому гирлянды называются фестонами.

Гладкий

Это – самый простой вид орнамента, а вернее, его полное отсутствие. То есть, поверхность ничем не декорируется и остаётся идеально ровной, ног при этом она может быть, как вогнутой или наоборот – выпуклой. По задумке дизайнера, детали с гладким орнаментом могут украшать потолок. И чаще всего, гладкими изготавливаются карнизы и потолочные розетки. А подлежат они установке в интерьеры, создающиеся в каком-нибудь эклектическом стиле. Самым нетривиальным и даже немного «сумасшедшим» сочетанием является Барокко-Минимализм. Теоретически, такая эклектика возможна, но на практике реализовать эту идею весьма непросто.

Гротеск

А этот вид орнамента создан в эпоху итальянского Возрождения. Он состоит из самых разнообразных элементов. Например, это: животные, растительные мотивы, фантастические существа, маски и пр. Самое интересное: у композиции всегда есть «ось» и для неё характерна идеальная симметрия. В основе гротескной композиции всегда лежит так называемый «принцип канделябра».

Гутты

Элементы, внешне напоминающие усечённые конусы, пирамидки, цилиндры. Примечательно, что ранее этим термином обозначались гвозди-нагели, изготавливающиеся из дерева. В современной архитектуре гутты являются их имитацией и применимы для дорического ордера.

Дентикула (зубчик, сухарик)

На карнизах иногда можно заметить выступы прямоугольной формы. Они имеют несколько названий: дентикулы, дантиклы, зубчики, сухарики. У этих элементов в своё время были прототипы – торцевые части деревянных балок глинобитного перекрытия, имевшего плоскую форму. Подобные конструкции в архитектуре Ионии встречались очень часто. В современной архитектуре дентикулы могут нести и функциональную и эстетическую нагрузку. И чаще всего, они выполняют декоративную функцию, потому что служат украшением карнизов, которые устанавливают на объекты, выполненные в стиле Классицизм или Неоклассицизм.

Двойной конус

Узор образуется при непосредственном участии структурных единиц – конусов, расположенных в вертикальном и горизонтальном направлении. На первый взгляд этот узор может показаться неупорядоченными и даже хаотичным. Но если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что это – не совсем конусы, а ломаные квадраты. Кстати, люди с богатой фантазией и вовсе – видят крылья бабочек.

Ёлочка

Зигзагообразный орнамент, имеющий минимальные отличия с легендарным шевроном. Если структурные элементы формируют равнобедренный треугольник, не имеющий основания, то это – шеврон. Но если же их разместить в шахматном порядке перпендикулярно друг к другу, то здесь уже имеет смысл говорить о ёлочке. Кстати, у неё есть ещё одно название – «селёдочная косточка», которое до сих пор используют ирландцы.

Жгут

Это – витые выпуклые пояски, имеющие различный вид. К примеру, «косичка» является наиболее часто встречающейся разновидностью жгута, хотя, существуют и более простые по технике исполнения варианты. Например, жгут может иметь вид шнура или напоминать канат.

Завиток Витрувия

Это – один из двух именных орнаментов, пришедших в мир современной архитектуры из Древнего Рима. Кто такой Витрувий? Это – знаменитейший древнеримский архитектор, которому удалось создать десятитомный талмуд, полностью посвящённый архитектуре. И пусть мастер жил ещё в первом веке нашей эры, его легендарный завиток используется и по сей день. Кстати, орнамент «набегающая волна», не имеющий ничего общего с завитками и не попадающий в эту группу по определению, внешне напоминает завиток Витрувия.

Завиток (лист и роза)

Подобные завитки мирно соседствуют с геральдическими, немецкими и другими архитектурными разновидностями роз.

Завиток (лиственный)

Лиственными завитками можно украшать практически все архитектурно-декоративные элементы зданий, начиная молдингами, карнизами и фризами, и заканчивая панно и медальонами. Подобные узоры могут использоваться для декорирования любых экстерьеров и интерьеров, вне зависимости от стиля.

Зигзаг

Этот вид орнамента зародился ещё в Древнем Египте, и он представляет собой не что иное, как ломаную линию. Древние египтяне считали зигзаг символом воды, хотя, его считают «своим» изобретением китайцы, а всё потому, в неолитическом Китае этот элемент активно использовался для декорирования различных поверхностей. Теперь же орнаменты в виде зигзага используются при создании лепнины, подлежащей установке на объекты, выполненные в Романском или Египетском стиле.

Ионики

В состав орнамента входят элементы, внешне напоминающие куриные яйца. Для их разделения могут использоваться либо листочки удлинённой формы (характерные для водяных растений), либо стрелки. Не факт, что ионики обязаны украшать карнизы и капители колонн ионического ордера, потому что они встречаются и на деталях, соответствующих коринфскому ордеру. Подобное украшение можно задействовать для зданий, выполненных в древнегреческом стиле, а также для объектов «а ля эпоха Возрождения». Если ионики находятся в окружении листьев, то они называются цветочными.

Канелюры

Этим термином принято обозначать продольные желобки, создаваемые на стволовой части пилястр и колонн. Архитектурный ордер (коих всего четыре, а наиболее часто используемых – лишь три) определяет количество и пропорции канелюр. При их участии и по сей день оформляются колонны, устанавливающиеся внутри и снаружи зданий, выполненных в стилях Модерн, Классицизм и Античный.

Катушка

У этого орнамента множество названий. Например, его часто называют свитком, роликом, свёртком, катушкой, но официальное название звучит так: ролльверк. Данный элемент имеет вид полуразвёрнутого рулона «царской бумаги», пергамента или папируса, края которого – надрезаны. Ролльверки являются «завсегдатаями» лепных украшений, выполненных в стиле Ренессанс или Барокко. Картуш – это ещё одно название, которое можно применить по отношению к катушке.

Квадратный биллет

Архитектурный облом, имеющий в сечении квадратную форму.

Крест

В архитектуре, в основном, используется солярный крест, заключённый в круг. И он символизирует не только мироздание, но и пространство, а также имеет скрытый сакральный смысл. Если разобраться, то в форме креста можно изобразить четыре стороны света, времена года, стихии (огонь, вода, земля, воздух). Вообще, крест может отображаться по-разному, потому что у каждого народа своё видение этого элемента. Существуют кресты славянские, скифские, кельтские, скандинавские и даже египетские, что существенно расширяет перечень возможных вариантов орнамента.

Круглый биллет

Архитектурный облом, имеющий в сечении круглую форму.

Кувшинка со стрелой

Орнаментальный мотив, использующийся при оформлении лепнины, предназначенной для украшения интерьеров, выполненных в разных стилях.

Кувшинка с язычком

Растительный орнаментальный узор, представленный в «международном» формате, потому что «своим» его считают и тюркские народы, и древние египтяне, для которых кувшинка, она же водяная лилия – священное растение.

Лавровая гирлянда

В Древней Греции, наряду с лавровыми гирляндами в особом почёте были и оливковые. Ветки просто сплетались, создавая единую систему, и таким орнаментом, преимущественно украшались сооружения, имеющие прямое отношение к богу Аполлону. В эпоху средневековья орнаментом в виде лавровых гирлянд оформлялись практически все здания, выполненные в Греческом стиле.

Лотос

Этот цветок имел культовое значение на древнем Востоке, потому что являлся символом плодородия. Вот почему он является структурной единицей индийских, китайских и японских орнаментов. Особенно высоко лотос ценился в Древнем Египте и являлся атрибутом фараона, потому что символизировал собой бессмертие. Если обратить внимание на древнеегипетские колонны, то можно увидеть, что их капители внешне напоминают распустившийся цветок лотоса. База колонны тоже украшалась элементами этого растения, только не цветами, а корнями. Да и на стволе колонны нередко можно было обнаружить орнамент из стеблей этого растения.

Лотос с папирусом

Это – сугубо египетский орнамент, в состав которого очень часто входили ещё пара элементов – тростник и лилия. Примечательно, что одинаковой популярностью пользовались все фрагменты лотоса, целые цветки, листья, корни и стебли. Это растение считалось неизменным атрибутом богини Исиды. Очень часто пучками папируса и цветов лотоса украшались капители древнеегипетских колонн, и этот симбиоз считается очень удачным, потому что он используется и по сей день.

Люнет

Люнет – это не совсем орнамент, а элемент гипсового декора, сородич панно. Дело в том, что классическое панно имеет чёткую геометрическую форму – в виде прямоугольника. Круглые и овальные панно принято называть медальонами, а вот полуовальные и полукруглые – люнетами. Внутреннее наполнение может быть любым, но учитывая нестандартность формы, для люнетов больше всего подходят старорусские мотивы – славянские орнаменты, солярные знаки, жар-птицы и пр. То есть, люнеты больше относятся к деревянному зодчеству, нежели чем к лепному декору. Хотя, всё зависит от дизайн-проекта и от особенностей стиля, в котором выполнен объект.

Масверк

Сложный готический узор, представляющий собой переплетение прямых и дугообразных линий. Подобным орнаментом оформляются элементы балюстрад, дверных и оконных обрамлений. Орнаментальная композиция подходит для интерьеров, выполненных в стиле Модерн или Готика.

Мореска

По-восточному изысканная орнаментальная композиция, состоящая из множества элементов, среди которых: многогранники, звёзды, зигзаги. Такой узор очень часто путают с арабеской, что неправильно, потому что для неё характерны растительные мотивы, а в данном случае чётко прослеживаются геометрические. Мореска является неизменным атрибутом мавританского стиля, распространившегося по Европе во второй половине 19 века. Тогда в моду вошло всё, что так или иначе было связано с испано-мавританским искусством.

Меандр

Ломаная под углом линия – это и есть меандр. Ортогональный орнамент получил такое название благодаря азиатской реке Меандр, называемой ещё Большим Мендересом. Этот узор пришёл в Древнюю Грецию с древнего Востока, когда в особом почёте был геометрический стиль. Затем меандр стали активно использовать архитекторы, создававшие здания в стиле Ампир и Классицизм. Кстати, подобный рисунок символизирует бесконечность жизни.

Овы

Данный термин является синонимом к слову «ионики». То есть, это орнамент, состоящий из элементов яйцеобразной формы, соединённых друг с другом листьями, язычками или стрелками. В современной архитектуре овы чаще всего используются для декорирования карнизов. Но если в состав конструкции здания, выполненном в древнегреческом стиле, входят колонны, то овы могут украсить капители. В таком случае, яйцеобразные выпуклости обрамляются валиком и чередуются с шипами аканта, обращёнными остриём вниз.

Папирус

Папирус и все прочие водные растения чаще всего изображался в виде связки. Такими элементами оформлялись колонны. Хотя это водно-тростниковое растение, наряду с лотосом являлось государственным символом Древнего Египта. Именно поэтому его изображение можно было увидеть повсеместно, начиная жилищами обычных людей и заканчивая гробницами фараонов.

Пейсли

Родиной этого каплевидного орнамента является Индия или Персия (до сих пор точно не выяснено). В некоторых источниках пейсли называют «огуречным узором», и это название особенно было популярным в дореволюционной России.

Пельты

Данным термином принято обозначать серповидный орнамент, созданный в виде лунного щита. Такой элемент можно встретить достаточно часто, например, на лепнине, выполненной в стиле Ампир. Этот мотив появился в эпоху Классицизма, и по сей день в Петербурге и его окрестностях можно обнаружить здания, лепнина которых украшена варварскими щитами. По своему внешнему виду пельта напоминает повёрнутый остриём вниз топор или секиру.

Подвески

В основном, на подвесках изображались сложные растительные орнаменты, символизирующие плодородие и изобилие.

Плетёнки

Данный орнамент является составной частью тератологического стиля, хотя, ранее плетёнки можно было назвать примитивными узорами. Сложные конфигурации были распространены в Европе, и их появлению сначала поспособствовали сарматы, а после – древнегерманские племена. Основным мотивом плетёнки является драконоподобное существо, изображение которого нередко можно обнаружить на стенах соборов, выполненных в Романском стиле.

Птичья голова

Искусствоведы всех мастей до сих пор не могут определить, где впервые стал использоваться орнамент из птичьих голов. Потому что такие «заслуги» приписываются и североамериканским индейцам, и славянам, и кельтам. Но особо заметным появление орнамента в виде птичьих голов стало в 15 веке, в эпоху раннего Средневековья, когда в моду вошёл так называемый «абстрактный звериный орнамент». Примечательно, что в роли структурных единиц выступали не только птичьи головы, но и крылья и ноги, а также звериные лапы и морды явно агрессивно настроенных хищников.

Прямоугольный меандр

Это – ортогональный орнамент, состоящий из прямых углов, которые и образуют единую непрерывную линию, символизирующую непрерывность жизни. Сегодня существует множество разновидностей меандра, но прямоугольный является классикой жанра и самым древним из всех существующих. Им украшают капители, карнизы, каминные порталы, дверные и оконные проёмы, а также детали, использующиеся для украшения фасада зданий.

Раковины

Без этого орнаментального элемента немыслим интерьер в стиле Ренессанс, а особенно – Рококо, который по-другому звучит, как «рокайль» - «ракушка». Хотя, раковины моллюсков пользовались популярностью ещё у древнеримских архитекторов. В основном, ракушками декорировались верхние части ниш. Теперь ракушки дополнительно декорируются завитками – С- и S-образными, а также другими элементами, делающими ракушку малоузнаваемой.

Розетка

Розетки относятся к самостоятельным орнаментальным украшениям и имеют вид замкнутой фигуры, ограниченной кругом или многогранником. «Внутреннее наполнение» розетки крайне редко содержит элемент в единственном числе, потому что узоры практически всегда – повторяющиеся. И необязательно, что они должны быть только геометрическими, ведь ажурные элементы используются очень часто, а качество их исполнения во многом зависит от опыта и художественного вкуса мастера. Розетки по своей сути – замкнутые орнаменты, ограниченные рамками какой-нибудь геометрической фигуры. Окружности распространены больше всего.

Ромб

В эту геометрическую фигуру заложен скрытый смысл. Ромб похож на вспаханное и засеянное поле, следовательно, он является символом плодородия. Существует целый перечень геометрических орнаментов, где в роли центровой фигуры выступает именно ромб, и чаще всего, подобным лепным узором украшаются спальни. Потому что эта геометрическая фигура попутно является и символом продолжения рода, оплодотворения. А в некоторых культурах ромб символизирует женское начало.

Свастика

По понятным причинам этот символ теперь не используется при создании орнаментов. Хотя, раньше слово «свастика» переводилось как «несущая добро». Это – буддийский знак, который активно использовался в качестве элемента орнамента во многих странах, и он был в почёте у народов, населявших Америку, Азию и Европу. Примечательно, что даже в древнекитайских манускриптах встречается изображение четырёхконечного креста с замкнутыми концами, которое символизирует единство четырёх стихий.

Скарабей

Это – главный символ Древнего Египта, который украшал не только дома древних египтян, но и их одежду, и тела (в виде татуировок). Древние египтяне верили, что навозный жук – скарабей принесёт им счастье, а оттого он был неизменной частью орнамента.

«Собачьи зубы»

«Зуб собаки», «собачьи клыки», «гусиные лапки», «пепита» - это всё названия одного и того же орнамента. Кстати, «гусиные лапки» - более мелкие, а «собачьи зубы» - гораздо крупнее. Такой орнамент представляет собой деформированную клетку с вытянутыми углами. Если присмотреться, то рисунок действительно по внешнему виду напоминает клыки собаки или отпечатки, оставленные гусиными лапками. «Пепита» - это тоже клетчатый узор, только в нём клетки соединяются под прямыми углами и имеют завитушки.

Соломка

Орнамент, относящийся к разряду простейших. Соломка укладывается в том порядке, как это было задумано дизайнером. Внешне она может напоминать паркет, поверхность татами или циновку, но возможны и другие варианты.

Спиральный шнур

Спиральные шнуры украшали строения в Древней Греции и Риме, хотя, принято считать, что эти элементы пришли в мир архитектуры из Кельтской или Скандинавской культуры. Как доказательство – обнаружение археологами в исландском Ньюгрейндже каменного памятника, буквально увитого спиральными шнурами. Теперь таким орнаментом украшается гипсовая лепнина, и она особенно будет уместна при оформлении зданий, выполненных в древнеримском стиле.

Спиральный завиток

Любая спираль – это динамический элемент, не лишённый смысла, ведь все знают, что любое развитие и эволюция происходит по спирали. Спиральные завитки достаточно органичны, и в этом нет ничего удивительного, потому что такая орнаментальная форма имеет природное или естественное происхождение. И совершенно не напрасно у многих людей спиральный завиток ассоциируется со змеёй, улиткой, раковиной ракушки, побегами папоротника, смерчем, отпечатками пальцев. И даже нити молекул ДНК представлены в виде завитков спирали. Подобный орнамент будет уместен в интерьерах, выполненных в Египетском или Римском стиле.

Скутулата

По своей сути – это ромбическая, реже квадратная сетка. Для придания такому узору большей художественности, иногда в состав столь простого и понятного орнамента вводились и другие элементы.

Трельяж

Как известно, это слово имеет несколько значений, но в архитектуре и ландшафтном дизайне им принято обозначать решётку. Подобные конструкции можно увидеть на картинах и иных изображениях, где были запечатлены Помпеи – город, погребённый под пеплом и лавой Везувия. Орнамент «трельяж» появился на гипсовой лепнине в эпоху правления Людовика 14, и его всестороннее развитие продолжилось в то время, когда Францией «правил» стиль Барокко. Различные гипсовые конструкции украшались косой сеткой с розетками небольших размеров. Подобный узор до сих пор вызывает ассоциации с чем-то французским и версальским.

Фалды

Внешне эти элементы действительно похожи на фалды фрака, но кто-то в них видит флажки, которыми украшаются корабли во время военно-морских парадов. В современной архитектуре фалды практически не используются, за исключением милитари-стиля Ампир.

Цветочная чашечка

Лотосовидные колонны, характерные для Древнего Египта, очень часто имели капители, выполненные в виде цветочной чашечки. Подразумевалось, что она принадлежала лотосу, хотя, современники видят в ней ромашку, маргаритку или астру. Цветочные чашечки можно обнаружить и в орнаменте, причём, они могут состоять из четырёх, пяти – и большего количества лепестков. И очень часто подобный элемент воспринимается, как звезда.

Цепочка

Орнаментальная композиция, состоящая из звеньев, объединённых в единую систему. Цепочки используются нечасто, потому что существуют другие, более художественные узоры. Но зато они будут незаменимы при оформлении интерьеров, создаваемых в несколько воинственном и триумфальном стиле Ампир.

Чечевичка

Необязательно, что чечевички должны иметь вид бус, то есть, представлять собой отдельные элементы, выложенные в однорядную изогнутую линию. При желании и необходимости чечевичками может «выкладываться» солидная площадь, больше напоминающая уменьшенную копию мостовой, замощённой булыжниками. То есть, чечевички на гипсовой поверхности выглядят, как бугорки, имеющие неправильную округлую форму.

Чешуйки

Чешуйчатый орнамент состоит из сегментов, внешне напоминающих рыбью чешую. По своей сути, это – геометрический орнамент, зародившийся на Востоке – в Персии и Сирии. Ранее, для его вычерчивания использовался циркуль, но современные мастера используют более совершенные приспособления. Узор в виде чешуи активно стали применять мастера, жившие и творившие в эпоху Возрождения.

Шеврон

Это – зигзагообразный узор, который настолько часто встречается, что на него уже перестали обращать внимание. Ему присуща очерёдность линий, имеющих незначительную длину, которые следуют друг за другом под одним и тем же углом. При этом, каждая вторая линия является параллельной. Классический пример шеврона – это деревянный паркет. Несмотря на то, что слово «шеврон» - исконно французское, техника построения линий подобным образом, была знакома ещё древним грекам.

Шнур

Шнуром принято называть линию, закрученную вокруг собственной оси, и этот элемент встречается не так уж и редко в составе орнамента, причём, как в форме оттиска, так и в виде барельефа. Очень часто шнурами отделываются панно, виньетки и медальоны, а особо искусные мастера создают из них очень оригинальные композиции.

Шляпка гвоздя

Внешне такой узор действительно напоминает гигантские шляпки гвоздя, хотя, некоторые люди считают, что такой орнамент больше похож на скопление неестественных грибов. Почему неестественных? Потому что они имеют одинаковый размер, чего в природе быть не может.

Эпиграфический

Это даже не орнамент, а искусство создания высокохудожественных надписей на любых поверхностях, в том числе, и на гипсе. Настоящий мастер может скопировать шрифт, характерный для конкретной эпохи. Если надпись не несёт какой-либо информации и попросту является набором буквенных или иных символов, например, иероглифов, то она называется эпиграфическим орнаментом или псевдоэпиграфикой.

Мы познакомили вас далеко не со всеми видами узоров, орнаментов и их структурных единиц. Мы не можем этого сделать в рамках одной статьи. Потому что мир орнамента настолько богат и разнообразен, что невозможно вспомнить и упомянуть все их разновидности. Особо «выдающейся» в этом отношении является восточная орнаментика, потому что ислам не приемлет любого изображения человека, поэтому восточным людям приходилось проявлять недюжинный талант и изобретательность для того чтобы придумать орнамент.

Наши мастера умеют создавать прекрасные изделия из гипса и украшать их самыми невообразимыми узорами – простыми, сложными и откровенно замысловатыми, но очень интересными. Мы приглашаем вас войти в число наших клиентов, чтобы получить возможность стать обладателем дома с самым красивым фасадом и с самым искусно оформленным интерьером. И первым шагом к этому будет звонок менеджеру компании «Русская лепная артель».