главная   услуги    примеры работ    изделия

                  каталог   стили   орнаменты   интерьер
       технология   контакты    партнеры   

     фасадная лепнина    о нас    пресса о нас

Т. +7 495 211-01-97                                                                

Лепной декор - Гипс

Человеку с древнейших доисторических времен присуща страсть к украшению своего жилища. Сначала были примитивные рисунки, позже эта страсть развилась в монументальную живопись, резьбу, мозаику, лепнину... В конце XVII века именно лепнина стала одним из актуальных способов декорирования зданий внутри и снаружи. И с тех пор она свои позиции не сдает. Традиционная лепнина производит впечатление, обладая белой поверхностью, нежными изменениями светотени, мягкими и гибкими формами.

Стили и традиции

Лепные украшения до середины XX столетия изготавливались чаще всего из гипса или алебастра, так как далеко не всем был доступен натуральный мягкий камень. С конца XVII века применялась техника «стукко»: смешивался гипс (либо глина) с мраморной или гранитной крошкой. В большинстве случаев это была ручная штучная работа, и ее качество целиком зависело от опыта, умений и навыков специалиста.

Во времена барокко предпочтения отдавались замысловатым изгибам, округленным образам, ломаным линиям. Тогда повсеместно изображались ангелочки, амуры, букеты цветов, фруктовые гирлянды, драпировки и т.п. С середины XVIII века пышность барокко сменила строгости классицизма с прямыми линиями и правильными геометрическими формами. Декорировались лишь отдельные места, а не целиком стены и потолки. Наиболее характерной особенностью лепного декора были формы розеток, листья, аканта и другие.

В начале XIX столетия в центре внимания декораторов оказались патриотические сюжеты (военная атрибутика, лавры, факелы и т. п.), как отклик на исторические события. Так появился новый стиль - ампир. Потом художники метались десятилетия между стилями. Но в конце XIX – начале XX вв. возникает модерн. Он характерен несложными, сдержанными кривыми, плавными перетекающими линиями, в основном стилизацией природных мотивов, практически отсутствующей четкой границей между потолком и стенами.

Прошлый век – снова стилевые эксперименты. Декораторы мечутся от хай-тека, этно, ар деко, кича к античности и классицизму, представляя все известные стили в чистом и смешанном виде. В целом, до сих пор не придумано ничего нового. Все индивидуально, настолько, чтобы в каждом определенном созданном доме было комфортно существовать определенной личности.

Гипсовые традиции

Гипс - это природный минерал, название которого переводится с греческого, как мел или известь. Структура этого материала такова, что при малейшем отступлении от технологии производства, изделия из гипса крошатся, растрескиваются и быстро приходят в негодность. В старину такой проблемы не было, так как лепных дел мастеров было очень мало, и все они дорожили своей репутацией, приобретая только самый качественный гипсовый порошок.

Работа по ваянию из гипса весьма трудоемкая, сложная и требует большого опыта. Чтобы это понять, стоит обратить внимание на основные этапы изготовления лепного рельефа. Мастера говорят, что разведение водой гипсового порошка это целое искусство, требующее строго соблюдения пропорций. Но порой даже этого мало: гипсовую массу, ее готовность к работе нужно уметь почувствовать.

Для изготовления небольших изделий чаще всего используется метод заливки. Далее замес, как правило, заливается в заранее приобретенную или изготовленную форму. Современные отливочные формы рассчитаны приблизительно на 2000 циклов заливки. После чего они теряют способность качественно, и четко формировать рельеф. Гипсовую массу в формах основательно встряхивают, чтобы не образовалось воздушных пузырей, которые потом превратятся в дыры на изделии. Через 3-15 минут, гипс схватывается. Кстати, интересно, что в процессе затвердевания он выделяет тепло и становится достаточно горячим.

Второй распространенный метод изготовления гипсовых украшений так называемая «протяжка». Работа тоже производится вручную. Из гипса мастер вылепливает «колбаску». Далее, с помощью заранее подготовленного из стали шаблона-скребка с задуманным рисунком, проводит по гипсовому полуфабрикату, снимая излишки. Таким образом формируются погонажные украшения: плинтус, карниз, молдинг и т. п. Но такая технология требует отточенных действий и предельной концентрации внимания.

Готовые элементы укладывают сушиться. Для этого требуется идеально выровненная поверхность, чтобы изделие не изогнулась. Поверхность, на которых гипс высыхает, обычно производятся из стекла или другого подобного гладкого материала. Высушенные элементы подклеивают и подчищают ручным способом, доводя до идеального состояния.

Но помимо самого производства, существует еще множество тонкостей в гипсовом деле, начиная от точных расчетов и пропорций, заканчивая определенной влажностью, температурой в помещении.

Монтаж гипсового декора

Известно, что гипс и в монтаже и в эксплуатации очень капризный материал. При малейших отклонениях от необходимых условий он портится. Установку гипсовой лепнины, как и ее изготовление должны проводить профессионалы. Это важно хотя бы с точки зрения безопасности: недобросовестно закрепленная или отсыревшая она может попросту упасть (хорошо, если промахнется и не попадет на домочадцев заказчика). Наши Мастера отлично закрепят каждый элемент, все швы и крепления зашпатлюют, загрунтуют и, при желании, покрасят в любой цвет или придадут вид натурального камня. Красить загрунтованный гипс можно любой краской.

Очень важный плюс гипса в том, что это работа штучная и изготавливают ее только на заказ, «подгоняя» под индивидуальные параметры помещения и в соответствии с определенным стилем. В отличие от пластика, который хотя и предлагает очень разнообразный модельный ряд, но все-таки он конечен, к тому же изначально его использовали как бутафорию в театральных постановках. Гипс же материал «живой», мастер в каждый кусочек вкладывает душу. Его касаешься и ощущаешь роскошную реальность!