|
|
Архитектурные стили
Модерн-классицизм
МОДЕРН-КЛАССИЦИЗМ, МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ КЛАССИКА, МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ НЁОКЛАССИКА – стилистическое течение в архитектуре Петербурга периода Модерна.
Связано с концепцией контекстуализма и идеями «петербургского возрождения», которые противопоставлялись влиянию западноевропейского Ар Нуво.
Архитекторы модерн-классицизма стремились сохранять классическую традицию Петербурга, прежде всего ордерную систему, но трактовать ее современно, согласно новым принципам композиции, разработанным в искусстве Модерна: сложного ритма, асимметрии, подчеркивания контраста широких плоскостей и профилированных деталей, связи внутренней планировки здания и оформления его фасадов.
Эти приемы, с одной стороны, сближали модернизированную классику с наследием западноевропейского и русского классицизма, с другой – с нарождающимся конструктивизмом.
Это создавало определенную двойственность композиционных решений.
Черты модернизированной классики присутствуют в стиле торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте в Петербурге, в фасадах которого архитектор Г. В. Барановский, знаток классической архитектуры, намеренно смешал изогнутые линии декора в стиле Ар Нуво с подчеркнутым геометризмом общей композиции.
В здании особняка М. Ф. Кшесинской в Петербурге (1904-1906) архитектор А. И. фон Гоген также соединил элементы Классицизма, флореалъного декора Ар Нуво с подчеркнуто геометризованными элементами, предвещающими конструктивизм.
Интеръеры особняка А. И. фон Гоген и архитектор А. И. Дмитриев оформили в разных Неостилях. В 1909 г. по проекту Р. Ф. Мельцера возведен особняк В. С. Кочубея на Фурштатской улице.
Здание характеризуют геометризм, скругленные углы, облицовка белым глазурованным кирпичом, что придает ему конструктивистско-модернистский вид. Однако детали – фонари, решетки ворот и балконов, их орнаментика - навеяны классическими мотивами, они «цитируют» формы кованых оград Петербурга конца XVIII в. (сравн. прусский эллинизм).
Назад в архитектурные стили
|
|
|